SPENSERS

Фото Назад
  • Экспертное мнение-ru
  • 07-02-2020

Обновление законодательства об акционерных обществах

В конце 2019 года Верховной Радой Украины был зарегистрирован законопроект № 2493. Проектом закона предусмотрено внесение изменений в ряд действующих кодексов и законов (в частности, в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, ЗУ «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке»), а также изложен в новой редакции ЗУ «Об акционерных обществах» (далее – Закон).

Действующая на сегодняшний день редакция Закона была принята 11 лет назад и за это время претерпела кардинальные изменения. Новая же редакция была разработана как с целью упорядочения и структурирования имеющегося текста, так и с целью обеспечения выполнения Украиной обязательств в соответствии с Соглашением об ассоциации по приведению в соответствие национального законодательства к законодательству Европейского Союза.

Среди основных изменений, которые планируют ввести инициаторы законопроекта, можно выделить:

Возможность избрания акционерным обществом одноуровневой структуры управления вместо двухуровневой

Действующим Законом предусмотрена двухуровневая модель управления – наблюдательный совет и исполнительный орган. Новая редакция вводит возможность избрания акционерным обществом как двухуровневой, так и одноуровневой структуры управления.

При выборе одноуровневой структуры управления обязательным будет создание совета директоров, который сочетает в себе функции как контроля, так и управления за деятельностью акционерного общества. В состав совета директоров могут входить как исполнительные члены – главный исполнительный директор (CEO), финансовый директор (CFO) и т.д., так и неисполнительные члены, часть из которых может быть независимыми директорами. Минимальное количество членов совета директоров – 3 человека. Если в частном акционерном обществе не более 10 акционеров – совет может состоять исключительно из исполнительных директоров.

Однако, следует иметь в виду, что одноуровневая структура управления не может быть введена в акционерных обществах, представляющих общественный интерес. Данное нововведение предоставит компаниям возможность выбирать ту модель, которая будет экономически целесообразной и удобной именно для этого предприятия. Кроме того, из закона исключены нормы о необходимости создания такого архаичного органа, как ревизионная комиссия (ревизор).

Введение электронного общего собрания

Среди нововведений Закона необходимо отметить инновационную возможность – проведение электронного общего собрания. Такой механизм позволит привлечь Центральный депозитарий, который обеспечит проведение всех этапов подготовки и проведения общего собрания в электронной плоскости, начиная от его созыва и заканчивая голосованием на электронном собрании с использованием электронной цифровой подписи.

Такую возможность планируют предоставить не только акционерным обществам, но и обществам с ограниченной ответственностью. Для того, чтобы использовать электронный формат проведения собрания, участникам ООО необходимо будет принять решение о том, что учет права собственности на их доли будет осуществляться Центральным депозитарием.

Внедрение механизма учета долей обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью в учетной системе Центрального депозитария ценных бумаг

На сегодняшний день учет прав на доли обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется в виде записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Доступ к реестру имеет значительный круг субъектов – государственные регистраторы и нотариусы, а до недавнего времени доступ имели и сотни коммунальных предприятий. Положительным моментом является то, что 02.11.2019 года вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности» № 159–IX, которым из числа субъектов, осуществляющих полномочия в сфере государственной регистрации, были исключены аккредитованные субъекты (коммунальные предприятия).

Однако, перечень работающих с реестром лиц все еще остается значительным, что позволяет недобросовестным нотариусам или государственным регистраторам злоупотреблять своим положением и вносить незаконные записи или удалять действующие записи из реестра. Как показывает опыт, рейдерские действия с манипулированием записями в реестре осуществляются чаще всего именно в отношении ООО. За время, пока регистрационное действие обжалуется, злоумышленники «выводят» из предприятия активы, а после восстановления справедливости законных участников ждет многолетние судебные тяжбы по возврату активов.

Приняв решение о переводе учета долей в Центральный депозитарий, общество сузит перечень субъектов, имеющих право вносить изменения в реестр до одного лица – Национального депозитария Украины. При этом, в качестве посредников по обмену информацией с системой учета долей ООО, при желании владельца, могут выступать депозитарные учреждения. При принятии такого решения из ЕГР исключается информация об участниках общества и передается для учета в Центральный депозитарий. Таким образом, раскрытие информации об участниках общества будет осуществляться Центральным депозитарием в порядке, установленном законодательством.

Трансформация конструкции законодательства о реорганизации акционерных обществ

Принципиальное отличие между действующим законом и законопроектом – попытка провести «дебюрократизацию» процессов реорганизации. Сегодня для проведения слияния нескольких обществ необходимо провести не менее 3 общих собраний акционеров, новая же редакция требует проведения только одного общего собрания. Кроме того, законопроект предлагает своеобразный пошаговый план действий, так называемую «дорожную карту» для каждого вида реорганизации.

Введение должности корпоративного секретаря

В действующей редакции Закона понятие «корпоративный секретарь» упоминается только в том контексте, что такое лицо отвечает за взаимодействие акционерного общества с акционерами и / или инвесторами и может быть избрано наблюдательным советом. Новая же редакция Закона регулирует вопрос введения такой должности, определяет компетенцию и полномочия, а также порядок избрания и отзыва такого лица с должности. Законопроект обязывает вводить должность корпоративного секретаря в акционерные общества с 1000 и более акционеров. Корпоративный секретарь является должностным лицом, ответственным за эффективное текущее взаимодействие акционерного общества с акционерами, другими инвесторами, координацию действий общества по защите прав и интересов акционеров, поддержку эффективной работы совета директоров или наблюдательного совета. Трудно переоценить важность роли корпоративного секретаря, ведь на практике это лицо, которое служит своеобразным связующим звеном между акционерами и обычно недоступными органами управления.

Введение «конкурирующего требования» относительно обязательной продажи акций

Уже около 300 акционерных обществ имели возможность осуществить процедуру squeeze-out – принудительного выкупа акций миноритарных акционеров владельцем доминирующего контрольного пакета акций (95 и более процентов). Однако, вопрос конституционности данной процедуры не давал покоя владельцам небольших пакетов акций. Новая редакция Закона предлагает миноритариям, получившим от мажоритариев публичное безотзывное требование на обязательное приобретение акций, подать конкурирующее требование по обязательной продаже им акций другими акционерами. Такое требование должно быть минимум на 5% выше первого предложения. При этом, любой акционер, в том числе и владелец доминирующего контрольного пакета акций, вправе подать следующее конкурирующее предложение.

Урегулирование вопроса ответственности должностных лиц

Новая редакция Закона предусматривает введение механизма возмещения должностными лицами ущерба, установление ограничения занимать должности в акционерном обществе и возможности досрочного прекращения полномочий должностных лиц в случае нанесения такими лицами убытков акционерному обществу. В частности, возмещение причиненных должностным лицом убытков должно осуществляться по решению суда о признании соответствующей сделки недействительной и признании должностного лица общества виновным. В таком случае, должностное лицо общества дополнительно возмещает обществу средства в сумме, равной прибыли, полученной таким должностным лицом прямо или косвенно по такой сделке до того, как сделка была признана судом недействительной.

Стоит отметить, что изменения, вносимые инициаторами законопроекта, касаются адаптации действующего законодательства к практикам Европейского союза, учитывая особенности украинских обществ. Следует помнить, что предложенному тексту еще предстоит претерпеть ряд изменений, но надеемся, что он все же будет принят Верховной Радой Украины.

Recent News

VIEW ALL NEWS